По всем вопросам:
info@nadoskax.ru

Поиск в лавине

Лавина - грозное природное явление, которое бордеры часто недооценивают. А это может стоить им жизни.
Поиск в лавине

Лавина - это главный враг любителей фрирайда и бэккантри. Природное явление, красивое и любопытное для новичков, на деле оказывается причиной многих страшных смертей любителей нарушать правила и кататься без применения мозга.

Лавина: базовые знания

Когда в горах проходит несколько дней сильного снегопада, а из-за постоянно меняющихся условий по ветру, давлению и влажности воздуха снег ложится неоднородными слоями. Нижние слои под действием верхних превращаются в наст и становятся очень подвижными. Свежий снег на жестком насте не держится. Первые два дня обстановка тяжелая и опасная. Когда масса снега превышает критическую отметку, или когда к снегу прикладывается некое механическое воздействие, например, по верхнему пухляку проезжает фрирайдер, огромная масса снега трогается с места и по скользкому насту срывается вниз, сметая все на своем пути.

Лавина ломает деревья и откусывает камни от скал, перемешивая все с огромной скоростью. Перед лавиной идет глухой звук, потом облако снежной пыли, очень мелкой и едкой, похожей на сухой цемент, а уже потом появляется снежная масса. При этом все это происходит в считанные секунды.

Попасть в лавину для фрирайдера не составляет большого труда. Несоблюдение техники безопасности, недостаток навыков катания, ошибка и человеческий фактор - и лавина засасывает человека. На принятие решения по уходу от лавины у райдера есть не более 5 секунд.

Первое, чем опасна лавина, это снежная пыли, забивающая органы дыхания. Многие гибнут на этой стадии от удушья. Рекомендуют закрыть рот и приложить руки к лицу, но мало кто успевает это сделать. Вторая опасность - попав в лавинную мясорубку вместе с деревьями и камнями, райдер редко остается целым. В лавине движущейся лавине случаются многочисленные переломы, часто несовместимые с жизнью. Третий смертельный фактор - застывание лавины. Как только она перестает двигаться, то кинетическая энергия движения мгновенно превращается в тепловую, лавина подтаивает и сковывает находящегося в ней человека, как замуровывает в цемент, перекрывая доступ кислорода. Прожить в застывающей лавине можно не больше 15 минут. Самостоятельно выбраться невозможно. Крики из-под снега не слышны, зато человек в лавине слышит шаги людей наверху, но сделать ничего не может.

Фрирайд и бэккантри: техника безопасности

Кровью погибших были выведены правила для сноубордистов, отправляющихся в бэккантри:

1. Пройти курсы по лавинной подготовке.

2. Иметь при себе хотя бы минимальный комплект противолавинного снаряжения:

- бипер - одновременно и передатчик сигнала, и приемник, коробочка, которая фиксируется на теле райдера. Служит для того, чтобы вас нашли по вашему сигналу. Если перевести бипер в режим приема, то вы сможете найти другого члена группы;

- щуп - телескопический прут, служит для прощупывания человека под лавиной и определения глубины и точного места его нахождения;

- лопату - для откапывания человека из-под лавины и переноски пострадавших. Должна быть легкой, компактной и прочной;

- рюкзак с подушками безопасности - есть шанс, что он немного уменьшит травмы и продлит вашу жизнь под лавиной.

Также необходимо иметь:

- радиосвязь с дополнительными акумуляторами;

- шлем на голове;

- страховочные системы и карабины на них (если катание проходит по ледникам);

- запасная маска, дополнительная флиска;

- термос с чаем и немного еды.

3. Соизмерять силы самого слабого участника группы и выбирать склон, соответствующий его уровню катания.

4. Отправляться только группой и с опытным гидом-инструктором.

5. Сообщить о своих намерениях местным спасателям.

6. До выхода на склон определить главного в группе, кто будет руководить в любой внештатной ситуации и нести ответственность за каждого члена группы. Как правило, им назначается гид-инструктор. Каждый райдер в группе должен без лишних слов выполнять его распоряжения, что бы ни случилось.

6. Ехать строго по одному: один проехал, все увидели, что с ним все хорошо, поехал второй. За едущим все дружно и пристально наблюдают. И сверху, и снизу. Если замечена опасность, нужно криком или другим способом предупредить едущего райдера, возможно, он успеет среагировать и уйти от опасности.

7. Начинает спуск самый опытный в группе, замыкает спуск второй самый опытный райдер.

8. Если это возможно, делают остановки безопасности. Обязательно в безопасном месте и в прямой видимости друг друга, для отдыха.

9. Если была замечена прямая угроза, вся группа по указанию инструктора без вопросов поворачивает назад.

10. Если группа увидела, как товарища засыпало лавиной, обязательно как можно точнее запомнить его последнее местонахождение и быстро предпринять действия по поиску и спасению пострадавшего.

11. При поиске людей выключить все мобильные телефоны, которые создают помехи для биперов и создают ложные цели.

Спасение райдера из-под лавины

Первые действия

Если сошла лавина, и на ваших глазах в ней скрылся сноубордист, осуществляющий спуск, то у вас есть 15 минут, чтобы ему помочь. Руководить процессом должен гид-инструктор или его заместитель (оба выбираются еще до спуска), остальные безоговорочно подчиняются.

1. Нужно оценить обстановку наверху, какова опасность повторного схода лавин.

2. Собрать группу вместе по рации.

3. Определить, сколько людей под лавиной, и сколько в состоянии вести спасательные работы.

4. Определить, где в последний раз видели пропавшего товарища.

5. Назначается наблюдатель - обычно менее опытный райдер. Он отслеживает возможность схода новых лавин, при любой опасности предупреждает остальных криком или по рации словом "Лавина!", звонит в МЧС, гидам, спасателям и снегоходчикам и вызывает подмогу, объясняет ситуацию, местоположение, встречает их.

На все вышеописанное отводится 20-30 секунд.

6. Определяется состав поисковой группы. Обычно 2-3 человека ищут одного потерпевшего (или 1 спасатель на 25-60 метров). Чем меньше тех, кто ищет пропавших, и чем они опытнее, тем выше шансы на успех.

7. Все райдеры отключают мобильные телефоны и плееры, чтобы избежать помех для биперов, и переводят свои биперы в режим приема (поиска, seach). Не участвующие в поиске ждут с лопатами в стороне. На эти 2 пункта можно потратить не более 30 секунд.

Поиски человека в лавине

8. Определяется, как все будут подходить к месту, где последний раз видели пропавшего. Обычно первым идет главный, за ним остальные, соблюдая безопасную дистанцию. При сильной лавиноопасности подходят по одному. Подходят очень осторожно, чтобы самому не стать пострадавшим. Тот, кто видел райдера последний раз, координирует движение по рации. Все должны быть на связи.

9. Если поиски ведутся там, где человек исчез из поля зрения, то в это место ставится знак (палка, борд, куртка, шапка и т.д.) и бипером сканируется только этот участок. Если примерное местонахождения райдера никто не видел, сканирование идет с зоны отложения снега или даже с точки отрыва лавины.

10. На сканирование есть не более 3 минут. Нужно двигаться максимально быстро, плавно перемещая бипер в разных плоскостях, чтобы поймать сигнал (но не более 45 градусов от горизонта).

11. Между спасателями должно быть расстояние 20-25 метров, наибольшее расстояние до края зоны поиска - 10 - 15 метров.

12. Сила сигнала бипера зависит от:

- заряда аккумулятора;

- влажности и плотности снега;

- от температуры воздуха;

- от глубины нахождения райдера.

 

13. Траекторией движения спасателя может быть зигзаг, елочка или осиновый лист. Главная задача - просканировать как можно больше зоны поиска как можно быстрее и качественнее, чтобы не пропустить сигнал бипера. Более опытные райдеры сканируют середину зоны поиска, а менее опытные - края, часто пешком. На склоне нельзя оставлять ничего, кроме мешающего борда.

14. После того, как сигнал пойман, следует определить его точное местоположение под снегом. Для этого нужно быстро и без анализа выполнять показания бипера. Двигаться надо довольно быстро, но движения должны быть плавнее и медленнее. Не нужно вертеть бипер, а перемещать его ровно и параллельно поврехности, при этом доворачивая его (и себя вместе с ним) по линиям электромагнитной напряженности, которые исходят от бипера пострадавшего (лавинщики называют их «ушами слона»). Направление движения при этом определяются светодиодами, стрелками, указателями на мониторе – в зависимости от модели бипера. Не стоит смотреть на цифры, сейчас важно только направление. Цифры лишь подтверждают правильность движения (если они растут, то идите в обратную сторону). Вс информация должна озвучиваться вслух(30 метров, 25, 20, 10, 5, зона трех метров). Помните про инерцию показаний бипера.

15. Если сигнал потерян в начале, то нужно вернуться в последнюю точку, где он был. Если сигнал пропал после того, как вы шли по нему в течение некоторого времени, то нужно продолжать движение в том же направлении, пока он не появится опять. При непонятных показаниях бипера также нужно продолжать движение.

16. Когда любой член группы приближается к закопанному биперу на 7-10 метров, все прекращают поиск и собираются в этой зоне, готовят щупы и лопаты, а биперы переводят в режим передачи и убирают.

17. "Зона трех метров", или не более 1,5 метра в каждую сторону, считается зоной точного позиционирования. Здесь нужно быстро и точно поставить "крест" методом засечек (палками, досками, лыжами и т.д.). При постановке креста бипер держится максимально близко к поверхности снега, не переворачивается, а держится в том же положении, в каком спасатель входит в зону трех метров. Двигаться нужно плавно и не обращать внимание на направление, только на расстояние, которое должно быть не более 1,5 метров в каждую сторону от зоны максимального сигнала. Также не стоит реагировать на ложные максимумы и пропадание сигнала, а двигаться далее по линии креста до появления показания расстояния на бипере. Когда крест поставлен, все переводят свои биперы в режим передачи.

Прощупывание

18. Прощупывание начинается, когда половина креста уже готова, и делается систематично в одну сторону, не мешая доделывать крест.

19. Когда крест поставлен, прощупывание осуществляется от центра к краям по спирали, с шагом между уколами 20-25 см.

20. Если в кресте ничего не прощупали, руководитель решает, переходить ли к копанию или пробовать ставить другой крест из-за неточной постановки первого. Если крест поставлен верно, обычно щуп попадает в человека с первого же укола.

21. Если не ясно, попал ли щуп в человека, нужно проткнуть щупом снег в стороне и сравнить ощущения.

22. Нащупав райдера, щуп оставляют в снегу в том же месте, и смотрят на отметку глубины.

До этого момента должно пройти не более 5 минут.

Выкапывание из-под лавины

23. Выкапывать человека сложно, и на это есть не больше 10 минут.

24. Начинать копать нужно ниже по склону на столько, насколько указывает щуп. Если щуп показывает глубину 2 м, то копать надо на 2 м ниже по склону.

25. Копают все члены группы.

26. Копать лунку нельзя. Нужно встать клином - те, кто выше по склону и ближе к райдеру скидывают снег нижним, которые разгребают набрасываемый снег. Каждые 3-4 минуты нужно сдвигаться на одного человека по кругу, чтобы меньше уставать, копая из разных положений.

27. Как только показывается тело пострадавшего, следует сразу определить, где находится голова, и копать к ней. Нужно как можно скорее освободить органы дыхания от снега.

28. После того, как человек найден, выкапывание ведется только в 2-3 лопаты, чтобы не травмировать пострадавшего. Остальные вырубают снег вокруг него.

29. Сразу после выкапывания лица нужно начать оказывать первую медицинскую помощь: освободить от снега нос и рот, приступить к искусственному дыханию.

30. После полного освобождения райдера из-под снега, определить, есть ли у пострадавшего пульс, если нет, начать непрямой массаж сердца. Если видны переломы и вывихи, закрепить конечности в том же состоянии и с помощью подручных материалов: палок, лыж и других импровзированных шин.

31. Далее возможны три варианта развития событий: либо помощь спасателей ожидается на том же месте, тогда пострадавшего не трогают, обеспечив лишь его согревание до прибытия МЧС. Не выключайте бипер пострадавшего.

32. Если помощи ждать не приходится, или высока угроза схода повторных лавин, сооружаются носилки из подручных материалов (доски, лыжи, лопаты, куртки), на них аккуратно помещается пострадавший и транспортируется вниз.

33. Если предстоят поиски других людей, найденного перемещают в безопасную зону.

34. Поиски остальных ведутся методом кругов: от места выкапывания первого пострадавшего определяется круг радиусом 3 метра, потом 6 метров, потом 9 метров. Если показатели бипера начинают прыгать (резко менять значения), это значит, ваш бипер нашел сигнал другого бипера, и все вышеописанное повторяется.

О практике спасения из-под лавин

Хорошо, если вы прочли теорию. Но теория без практики работает плохо, а лавинным снаряжением нужно уметь пользоваться, а не получить его за 5 минут до спуска с беглым объяснением, на какие кнопки нажимать.

На всех горнолыжных курортах регулярно проводятся тренировки по лавинной подготовке. Частым заданием является отыскать некий объект с включенным бипером. После нескольких тренировок народ легко находит зарытый бипер на глубине 1,5 - 2 метра в зоне 150 на 150 метров за 30 секунд.

Есть и обратные примеры. Горе-фрирайдеры отправились на спуск вдвоем, толком не зная, как пользоваться бипером. Когда первого засыпало лавиной, второй включил бипер, но ушел совсем в другом направлении. В итоге его друг погиб, а выживший даже не смог объяснить, почему у него не получилось его найти. Как оказалось в последствие, его бипер увел ложный сигнал от мобильного телефона райдера, а он не знал, что телефон нужно отключать.

Страшная трагедия случилась в 2004 году на Чегете, когда под лавиной погибли семеро ребят из Москвы, которые пренебрегли правилами элементарной безопасности: никого не предупредили, опыта имели недостаточно, в лавиноопасную обстановку толпой поехали в кулуар без какого-либо лавинного снаряжения.

За это время случилось немало аналогичных трагичных случаев, и погибло множество людей. Однако мы очень надеемся, что после прочтения этой статьи у вас пройдет всякое желание быть круче всех и соваться в лавиноопасные места без соответствующей экипировки, знаний и соблюдения правил.

 

НАЗАД В РАЗДЕЛ МЕДПУНКТ