По всем вопросам:
info@nadoskax.ru

Выбор креплений

Правильные крепы - это когда у твоей доски появляется руль. А какого ездить без руля?
Выбор креплений

 


ВНИМАНИЕ! Сноубордные ботинки покупаются до креплений и берутся с собой в магазин для примерки. Разным ботинкам подходят разные крепления!

Выбрать крепления для своего сноуборда проще, чем сам сноуборд. Те, кто только начинает кататься на доске, обычно покупают крепления вместе со сноубордом, устанавливают их прямо в магазине и так, как порекомендовал продавец. В этом есть здравый смысл, да и ассортимент креплений для начинающих сноубордистов всегда широк. Субъективность мнения продавца при этом вполне оправдана - новичкам нужно с чего-то начать,чтобы в будущем иметь возможность сравнивать и выбирать "по уму".

С ростом количества появлений на склоне, бордер начинает понимать, что такое крепления и зачем они нужны, как они работают и что может их повредить. Поскольку сноубордист на склоне не один, он неосознанно смотрит по сторонам и понимает, что крепления бывают разные. И когда он приходит в магазин в следующий раз, он примерно представляет, что хочет, для чего, какие усовершенствования помогут ему, а какие будут бесполезны. Продвинутые райдеры вообще знают, чего они хотят, гораздо лучше продавцов.

Так как выбрать крепления для сноуборда?

Специально для тех, кто хочет знать про крепления для сноуборда все (или почти все), а также для тех, кто ищет ответ на конкретный вопрос, касающийся креплений, далее опубликована обзорная информация, позволяющая узнать все необходимое об этом оборудовании.

 

Главная задача сноубордных креплений - надежно фиксировать ноги бордера на доске. Чем надежнее фиксация, тем более управляем сноуборд, и тем меньше риск получения травмы голеностопного сустава. Кроме того, крепы - это руль сноуборда. Именно они передают все ваши движения от ботинок к доске. Плохие крепления съедают значительную часть ваших усилий, делая контроль доски сложным, а вас - плохим сноубордистом. 

 

 Виды сноубордных креплений

 

Мягкие крепления (Soft bindings) - классика жанра. Самый распространенный, универсальный, простой, надежный и дешевый вид креплений. Пятка ботинка фиксируется жестким задником (хайбэком), а два поперечных ремня (стрепа) позволяют надежно держать голеностоп и носок ботинка, при этом райдер сам регулирует степень сжатия ремней и выбирает расположение переднего ремешка (сверху ботинка или на его носке). Изготавливаются из различных материалов (металл, композит, пластик), что влияет на их стоимость. У мягких креплений, тем не менее, различная жесткость, которая должна соответствовать жесткости сноуборда и ботинок.

 

 

Flow bindings. Мягкие крепления, разработанные компанией Flow, делающие процесс пристегивания к доске быстрее. Оба стрепа соединены вместе в виде мягкого каркаса, а хайбэк откидывается, обеспечивая фиксацию или, наоборот, расстегивание крепления. Этот тип позволяет быстро пристегнуть доску, но, из-за мягкого каркаса, крепления держат ногу слабее. Также у креплений Flow нет ряда настроек, которые имеются на обычных креплениях.

 

 

Now bindings. Совсем новый вид креплений, разработанный компанией NOW к сезону 2014-2015. Их ноу-хау состоит в том, что эти крепы не прикручены к доске статично, а имеют осевой шарнир посередине и качаются вперед-назад. Такая база-качелька позволяет увеличивать усилие, прикладываемое к доске, улучшает отзывчивость борда и повышает точность управления доской. Однако подвижная часть со временем дает люфт и уменьшает прочность конструкции таких креплений, а под движующуюся базу может попадать снег и не давать качельке работать так, как задумано производителем. Интересный эксперимент, желающих пробовать эти не самые дешевые крепы не много, но они есть.

 

 

 

 

 

Step-in. Редкий для России тип креплений. Целью его создания было упрощение процесса пристегивания сноуборда - райдеру достаточно наступить на крепление, и система защелкивается. Однако при использовании креплений Step-in возникает ряд проблем. Например, снег забивается в систему и не дает креплению пристегнуть ботинок. Также недостатками можно назвать ограниченный выбор ботинок и высокую стоимость.

 

 

 

 

Hard. Жесткие крепления для скоростного спуска (экстремальный карвинг, слалом), обеспечивают жесткую фиксацию и хорошую чувствительность. К платформе прикреплены две рамки: передняя с замком и задняя без замка. Необходимо вставить пятку и набросить дужку с замком на носок. Жесткие крепления используются только на специальных жестких досках и только со специальными жесткими ботинками, на вид напоминающими горнолыжные.

 

 

Кроме перечисленных видов, встречаются так называемые полужесткие крепления, фиксирующие ногу также выше лодыжки (крепления с корпусом). Они предназначены для катания в обычной обуви, позволяя сэкономить на сноубордных ботинках. С такими креплениями следует быть осторожным, так как они грозят вам вывихом голеностопа как минимум.

 

 Строение креплений

 

stroenie-krepleniyЗачем нужно разбирать крепы по болтикам, если застегиваются они просто, а расстегнуть их еще проще? Вообщем-то незачем, но если кому-то понадобится узнать, например, как подрегулировать тот или иной элемент, или что заменить при неисправности крепления, придется хотя бы просмотреть, из чего они состоят. Ну а вообще каждый бордер это знает.

 

Элементы креплений:

БАЗА - площадка, на которой закреплены остальные элементы. Также она служит для прикрепления креп к сноуборду. Хорошие производители стремятся сделать ее как можно более прочной и легкой. Иногда на нее дают пожизненную гарантию. Хорошо, когда она сделана из специального амортизирующего материала.

Газ-педаль - находится прямо над базой, закрывая болты, держащие доску. Служит для передачи усилия на передний кант сноуборда (передняя газ-педаль) или на задний (задняя газ-педаль). Обычно регулируется. Газ-педаль должна по-максимуму соприкасаться с подошвой ботинка.

Подпятник - дуга, закрепленная на базе сзади, обычно из жесткого материала, металла или композита (хотя на бюджетных крепах его может не быть совсем). Фиксирует пятку ботинка. На многих крепах настраивается с помощью нижних боковых болтов и позволяет сместить ботинок назад, если носки слишком сильно выпирают за передний край доски.

Хайбэк - задник крепления, фиксирующий ботинок сзади. Передает усилие на задний кант. Иногда делается с дугообразным изгибом по форме ботинка, позволяя лучше контролировать доску за счет большей площади контакта. Для того, чтобы лучше передать усилие, хайбеки делают ассиметричными. Можно настроить наклон хайбэка в соответствии с наклоном задней поверхности ботинок, но при этом нужно иметь в виду, что чем больше-выпрямлен хайбэк, тем меньше усилие передающееся на кант, и тем сложнее кататься. Поэтому угол наклона хайбэка часто делают более острым, чем угол ботинок. Данная настройка обычно осуществляется с помощью большого винта на задней поверхности хайбэка. При выборе сноубордных креплений нужно обращать внимание на высоту хайбэка. Чем он выше, тем больше площадь контакта, и тем лучше контроль доски на скорости. Поэтому высокий хайбэк выбирают фрирайдеры. Низкий хайбэк полезен для фристайла, так как он дает свободу движений, необходимую для выполнения трюков. По мнению некоторых райдеров, слишком высокие хайбэки неудобны и приводят к болям икроножных мышц. Также хайбэк может им еть различную жесткость. Жесткие варианты предназначены для фрирайда и высоких скоростей, гибкие - для фристайла.

Стрэпы - верхний и нижний ремни, пристегивающие ботинок в базе. На самом деле это эргономичная и надежная система фиксации, в свою очередь состоящая из нескольких элементов: сами стрэпы, бакля (она же трещетка), зубчатые ремни.

Стрэпы, несмотря на то, что по сути это всего лишь ремни, бывают разной формы и толщины и выполняются из разного материала. Их задача - надежно фиксировать ботинок, при этом не пережимая ногу до состояния онемения. Бывает так называемый 3D стрэп - толстый и объемный, он помогает равномерно распределять давление по поверхности ботинка. Стрепы могут быть и тонкими, а могут выглядеть как сеточка с двумя прочными шнурами. Главное, чтобы он был прочный, а Вам было удобно. Также стоит обратить внимание, что во многих моделях креп передний стрэп можно одевать одним из двух вариантов: либо поверх ботинка, тогда нога лучше чувствует доску, но часто сдавлена, или на носок ботинка, при этом давление и усилие распределяется более равномерно. Часто крепления делают так, чтобы можно было одевать нижний стреп любым способом.

Бакля - механизм, который пристегивает ремень к стрэпу, одновременно регулируя степень сжатия ботинка. Главная ее характеристика - прочность. Поэтому хорошие бакли делают из алюминия. Еще она должна быть достаточно большой, чтобы не вызывать проблем при застегивании в перчатке или варежке, а также иметь плавный ход, что дает определенную гарантию ее дальнейшей работоспособности.

Зубчатый ремень также осуществляет функцию крепления и сжатия ботинка, поэтому главное требование, предъявляемое к нему - надежность. Он должен быть сделан из пластика, довольно толстого и внушающего доверие, потому что при использовании испытывает сильные нагрузки. Именно зубчатые ремни ломаются чаще всего: кроме износа и неправильной эксплуатации, они имеют свойство становится более хрупкими на морозе и лопаются, когда на них наступают или зажимают подъемником. Поэтому некоторые крепления предусматривают откидные ремни, чтобы не наступать на ремень, упростить пристегивание к доске и увеличить срок жизни всей системы стрэпа. Обычно стрэпы имеют ряд настроек, в том числе по длине ремней. Чтобы они жили подольше, застегивайте свои крепы перед тем, как залезать на подъемник.

 

 Настройка креплений

Пара слов о способах настройки сноубордных креплений. Некоторые узлы можно настроить голыми руками без приминения какого-либо инструмента. С одной стороны, это удобно, но настройки такого типа могут сбиваться, особенно если недостаточно сильно затянуть крепеж. Чем больше узлов регулируется таким способом, тем больше крепы заточены под прокат. Для настройки большинства узлов нужна крестообразная отвертка, которая, хотя иногда в плохом качестве, чаще всего присутствует на склонах.

Совет: заведите свою крестообразную отвертку, тогда любые настройки будут вам не страшны.

Еще одна частая жалоба - откручивание болтов во время катания. Это лечится использованием резьбового герметика, который не даст выкрутиться болту самостоятельно, но вы потом сможете легко выкрутить болт и поменять настройки.

Как уже говорилось, количество настраиваемых элементов зависит от модели креплений. Однако не стоит заблуждаться, что чем больше настроек, тем лучше. Идеально настроенные и более жесткие крепления делают доску крайне чувствительной, что хорошо для уверенно катающихся и не очень хорошо для новичков, которым такая доска не простит ни одной ошибки. Каждое ваше движение, даже несознательное, будет двигать доску в ту или иную сторону.

ugly-krepleniyПоложение креплений на доске. В зависимости от целей и личных предпочтений райдера, крепления устанавливаются на доску под разными углами. Есть невероятное множество советов и вариантов (то есть как крепы только не крутят), но, в конце концов, к своим углам приходишь методом тыка. Более или менее распространенными удобными углами можно назвать несколько вариантов: 15-15 (симметричная стойка для начинающих и фристайла), 15 ведущая нога / 0 задняя нога (для тех, кто начал кантоваться), 21 ведущая нога / 9 задняя нога (направленная стойка для набора скорости). При этом нужно следить, чтобы нос ботинка не выступал за край доски более чем на 1-2 см, иначе кататься будет крайне неудобно, потому что носок задевает за склон. То же самое можно сказать о пятке. Крепления должны находиться посередине доски и ботинки также отцентрованы относительно доски и крепления с помощью настроек креп.

Выбор положения креп по ширине доски (выбор закладных) также является личным предпочтением. Хотя по опыту, фристайл предполагает более широкую и устойчивую стойку, а фрирайдеры ставят крепы поуже. Новичкам удобнее усваивать азы катания, если крепления расположены на расстоянии чуть больше ширины плеч. Те, кто предпочитает карвинг, ставит свои крепы почти параллельно доске на небольшом расстоянии друг от друга.

В любом случае, во избежание ненужных травм не стоит продолжать кататься, если Вас преследует чувство вывернутых ног. Ни к чему хорошему это не приведет, поэтому не ленитесь брать отвертку и регулировать положение креплений на доске. Положение ног должно быть если не удобно, то, как минимум, физиологично.

Угол наклона хайбэка. Повторюсь, хайбэк должен быть наклонен сильнее, чем задник ботинка. Усилие райдера лучше передается на кант и ездит становится проще. Как и во всем, нужно соблюдать меру: сильно врезающийся в ногу хайбэк будет причиной боли в ногах.

Газ-педаль должна быть расположена вдоль продольного центра креп. Также она должна прилегать к носку без зазора, для чего ее немного смещают к центру крепления.

Подпятник помогает убрать слишком сильно выступающие носы, сместив весь ботинок назад. Главное не переусердсововать, иначе будут мешать уже не носки, а пятки.

Стрепы должны быть отрегулированы так, чтобы они плотно прижимали ботинок к доске, чтобы при этом пятка была плотно прижата к подпятнику, а задняя поверхность ботинка - к хайбэку. Обычно на ремнях есть два узла настройки: динамический, то есть сама бакля, и статический, то есть несколько отверстий, в зависимости от выбора которых ремень становится длиннее или короче (чтобы их отрегулировать, обычно нужна отвертка). Стрепы не должны пережимать ноги, но должны плотно фиксировать ботинки для передачи усилия.

 

 Из чего делают крепления

В качестве основы обычно используются три материала: металл, пластик или композит.

Металл надежен, но крепления получаются тяжелыми. Кроме того, метал имеет свойство гнуться, например, при неудачном падении, и погнутый подпятник может доставить массу неудобств при катании. Качественными креплениями известна компания Union, которая делает базу и подпятник из экструдированного и анодированного алюминия.

Пластиковые крепления значительно легче, однако пластик также может сломаться в результате механических воздействий. Зато и стоят они гораздо дешевле.

Свойства композитных креплений зависят от состава композита. В любом случае, они изготавливаются для уменьшения недостатков металлических и пластиковых креплений и обычно оправдывают ожидания и свою стоимость. Например, Burton в более мягких креплениях использует поликарбонат, а для жестких верхних моделях в него добавляют стекловолокно, получается отлично.

 

 Крепления и стили катания

Обобщим, какие крепления используют при том или ином стиле катания.

  • Новичкам больше подойдут простые крепы средней жесткости;
  • Фристайл - мягкие крепы с коротким хайбэком;
  • Фрирайд - жесткость чуть больше половины, высокий хайбэк;
  • Карвинг - жесткие крепы или мягкие крепы высокой жесткости.

Данные обобщения не являются строгими правилами, и каждый райдер подбирает действительно подходящие ему крепы путем проб и ошибок. Производители, как правило, указывают, для какого стиля катания предназначена та или иная модель креплений.

 

 Как выбирать крепления для сноуборда

Как уже говорилось, сначала необходимо купить сноубордные ботинки. Крепления подбираются под ботинки, а не наоборот. Хороший совет - когда идешь покупать крепления, возьми с собой хотя бы один ботинок, чтобы потом неприятные мелочи не мешали катанию.

Существует три размера креплений: S, M и L. Каждый производитель на упаковке креп размещает таблицу соответствия стандартных размеров их размерному ряду. Женский размер L соответствует мужскому размеру S. Большинство мужских креплений является unisex.

Однако какое крепление подойдет именно Вам, лучше выяснить путем примерки ботинка, одетого на ногу: он должен быть надежно, ровно и удобно зафиксирован, плотно пристегнут стрэпами, пятка должна прижиматься к подпятнику, а задник ботинка - к хайбэку. Бакля должна ходить плавно и отстегиваться без усилий.

Также нужно обратить внимание на крепежные диски и выяснить, насколько они подойдут к закладным Вашей доски. Большинство производителей делают диски 4х4, то есть крепы держат 4 болта, эта система подходит для большинства досок. Крепления Burton выпускаются в двух видах: для обычных закладных и с пометкой EST, что означает, данная модель креп имеет нестандартные 3D диски, к которым подходят только закладные досок Burton (есть информация, что крепы Burton можно закрепить через специальный диск, однако в продаже их никто не видел). Будьте бдительны!

Соответственно, если у вас сноуборд фирмы Burton с системой закладных EST (две продольные щели), то вам нужно идти в магазин Burton и покупать крепы с пометкой EST, потому что ни одни другие крепления вам не подойдут.

Алгоритм выбора креплений схож с алгоритмом выбора ботинок.

  1. Лезем в инет и ищем официальные сайты известных производителей (Burton, Union, Salomon, Ride, F2, Flow, Rossignol, FTwo, GNU).
  2. Изучаем характеристики креплений на официальных сайтах. Обращаем внимание на жесткость и сравниваем ее с жесткостью вашей доски, ботинок и со своим уровнем катания: чем лучше катаетесь, тем выше жесткость.
  3. Смотрим в инете, какие из желаемых креп есть в продаже в России и по каким ценам.
  4. Выбираем большой хороший магазин, например, Траекторию или Кант, заходим на их сайты и смотрим, есть ли в наличии то, что мы хотим. В Питере для примерки и покупки еще подходит Boardshop №1.
  5. Выбираем тот магаз, где больше всего нужных нам креп, звоним, подтверждаем наличие и едем примерять.
  6. В магазине мерить нужно все: что уже присмотрено, что попалось на глаза и что рекомендует продавец. Держимся подальше от самых дешевых вариантов.
  7. Делаем вывод о том, что реально подошло. При необходимости можно съездить в другой магазин и померить другие крепы там.
  8. Выбираем самую низкую стоимость нужных креп, заказываем их по Инету и идем за покупкой.
  9. Вариант экономии. Если ботинки прошлого сезона лучше не брать, то крепы никто не разносил, и в магазине они не портятся. Сноубордные крепления прошлого сезона можно и нужно брать! Если они есть в наличии, конечно.

 

 Крепления и цены

На цену креплений влияет:

  • материалы, из которых изготовлена база;
  • связанная с ними жесткость креп;
  • связанные с ними амортизирующие характеристики;
  • количество настроек;
  • технологии и навороты;
  • бренд.

Чем больше у креплений наворотов, упрощающих жизнь, и настроек, тем они дороже. При покупке креплений важно понять, что нужно именно вам. Как и где вы собираетесь катать, как часто, насколько важны те или иные радости и готовы ли Вы за них платить. Начинающим вполне подойдут крепы попроще, даже б/у, а тем, кто имеет опыт катания, но никак не может прогрессировать, пришла пора задуматься о более дорогих крепах с более высокой жесткостью - мягкие крепы съедают ваши усилия, и вы едете плохо.

Увы, хорошие крепы нормального производителя не могут быть дешевыми. Что касается прошлых сезонов, повторяем: да, крепы прошлого сезона брать можно. Единственная проблема, если модель действительно хорошая, скорее всего, за сезон она вся раскупится, и делать скидки будет уже не на что.

Очень много запросов касаются рейтинга креплений, поэтому мы составили субъективный, но основанный на собственном опыте, мини-рейтинг сноубордных креп, который, возможно, облегчит кому-то выбор.

 

 Ремонт креплений

Как бы ни были качественны сноубордные крепы, они периодически ломаются из-за износа и слабых мест. Чаще всего ломаются ремешки и бакли, то есть динамичные части крепов, реже - лопаются стрепы.

Зубчатые ремешки. Причиной поломки ремней могут быть износ, перегрузки, механические воздействия (наступили, перегнули) и мороз (чем он сильнее, тем более хрупким становится дешевый пластик). Так как поломка ремней - явление частое, они считаются расходным материалом, на который не распространяется гарантия производителя. Вы можете купить комплект запасных ремней отдельно, но, из-за большого ассортимента креп, часто такие комплекты привозят под заказ, поэтому не следует рассчитывать на мгновенное восстановление креплений или подумать об этом заранее.

Многообразием запасных частей славится Burton. Чем менее известна компания, тем проблематичнее будет поиск замены.

Бакли. Ломаются из-за слишком сильного затягивания. История с заменой та же: бакли можно купить отдельно, но нужно помнить, что скорее всего их привезут под заказ.

Крепежные винты. Винты выходят из строя из-за отсутствия должного ухода. Чтобы этого не произошло, следует выполнять нехитрые действий:

  • Cмазать резьбу закладных смазочным маслом. Это позволит винтам не прилипать к резьбе и устранит ненужные нагрузки при вкручивании и откручивании;
  • Cмазать верхнюю часть резьбы винта небольшим количеством резьбового герметика или, на худой конец, лака для ногтей, что не допустит самопроизвольного раскручивания винтов. Главное, не переборщить с лаком, чтобы выкрутить крепление было реально.

Хорошие и правильно подобранные крепы - вещь благодарная, и это Вы почувствуете на первом же спуске. Ваш уровень катания, скорость, контроль доски заметно возрастут, и, скорее всего, вас потянет на склон снова и снова.

Чтобы пребывание на склоне было в радость, а не привело к нежелательным последствиям, обязательно выберите необходимую вам защиту.