По всем вопросам:
info@nadoskax.ru

Продолжение обучения

То, через что проходит каждый сноубордист. Азы техники и полезные упражнения для отработки.
Продолжение обучения

 

Ты уже умеешь стоять на сноуборде, умеешь ездить плугом лицом и спиной к склону, падаешь не сразу и уверенно нарезаешь по склону "падающий лист". Это уже здорово. Естественно, ты не мог не заметить, что народ катается как-то по-другому, с поворотами, а их след похож на дуги. Это именно то, что теперь предстоит освоить и тебе.

Обучение катанию на сноуборде: повороты

Дугами кататься несколько сложнее. Зачем же это надо?

Во-первых, это набор скорости. Плуг - хорошая вещь, но так далеко не уедешь. Во-вторых, это контроль доски. Совершая повороты, сноубордист может управлять процессом и выбирать лучший маршрут своего движения. В-третьих, попеременная загрузка-разгрузка ног позволяет избежать перенапряжения, когда как в плуге на постоянной загрузке ног напряжение мышц и связок очень высоко.

Катание на сноуборде в теории

Посмотри на свой сноуборд. Хоть он и называется доской, от простой доски он отличается. Вдоль его длинных сторон ты увидишь дугообразный вырез. Именно этот вырез позволяет сноуборду поворачивать, именно он обеспечивает и определяет радиус поворота.

Еще сноуборд можно согнуть вдоль его оси (так мы проверяли продольную, или торсионную жесткость). У сноуборда для начинающих это сделать довольно легко. Процесс скручивания сноуборда также происходит в повороте.

Теперь немного о возможностях переноса веса. У сноубордиста есть две плоскости переноса веса. Ты можешь переносить свой вес в продольной плоскости, то есть с одной ноги на другую, или вправо-влево, а можешь переносить вес в поперечной плоскости, или назад-вперед, с пятки на носок и обратно. По сути все управление доской сводится именно к переносу веса.

Когда ты переносишь вес на передний кант, то ты его загружаешь. Соответственно, когда вес переносится на задний кант, передний кант разгружается, а загружается задний. Путем загрузки-разгрузки кантов осуществляется контроль поворота доски и контроль ее скорости. Чем сильнее загружаешь кант, тем быстрее произойдет поворот. Однако, если кант перегрузить, то, скорее всего, ты упадешь.

Процесс перехода с одного канта на другой называется перекантовкой. Стойка лицом к склону на заднем канте называется фронтсайд, а спиной к склону на переднем канте - бэксайд.

Как происходит поворот

Возьмем среднестатистического сноубордиста. Вот он стоит на заднем канте лицом к склону, вес равномерно распределен на двух ногах. Теперь он переносит вес на правую ногу, сноуборд начинает ехать вбок и вниз. Теперь наш бордер хочет повернуть. Он остается в прежнем положении, но переносит свой вес на носки.

Что происходит в этот момент с его доской? Под действием веса райдера она прогибается, причем прогиб сильнее там, где веса больше, то есть на носках. Прогнувшись, сноуборд начинает поворачивать по радиусу бокового выреза. Поворачивая, доска начинает скручиваться вдоль своей оси, позволяя сноубордисту вствть в первоначальное положение, но уже на переднем канте, то есть спиной к склону. Так происходит поворот и переход на передний кант.

Это сложно, по началу этого боятся, много падают. Но путем тренировок навык перехода на передний кант осваивается на уровне подсознания, поэтому вскоре ты перестаешь думать о самом процессе, лишь дорабатывая явные косяки.

Теперь нужно перейти с переднего канта на задний, то есть опять встать лицом к склону. Это обычно дается гораздо легче.

Наш среднестатистический сноубордист оказался спиной к склону, стоя на двух ногах, распределяя вес 50 на 50 на каждой ноге. Теперь он переносит бОльшую часть своего веса на правую ногу и начинает двигаться вбок и вниз. Затем он начинает давить на пятки, сноуборд поворачивает, и райдер оказывается снова на двух ногах поперек склона, но уже лицом к нему.

Если совместить эти два поворота и выполнять их плавно и без остановки, то получается, что сноубордист едет дугами, оставляя за собой волнистый след.

Катание на сноуборде на практике

На практике это достигается путем долгих тренировок, с падениями и неудачами, которые приведут тебя к цели. Надень защиту, пристегни сноуборд и начинай.

Упражнение 1.

Цель: освоить поворот с заднего канта на передний.

Что делать: выбери пологий и широкий склон. Пристегни сноуборд. Начни загружать переднюю ногу, чтобы сноуборд поехал вбок и вниз. Набрав немного скорости, начинай давить на носки (на носки ботинок, а не на свои пальцы!), одновременно подай, как бы наклони, свое тело немного вперед. Продолжай давить на носки. Почувствуй момент поворота, постарайся держать равновесие и не упасть. Когда сноуборд выровняется и встанет снова поперек склона, перенеси вес равномерно на две ноги и остановись.

Через некоторое время ты почувствуешь, как в момент поворота не перегрузить кант, но загрузить его в достаточной степени. Именно найдя этот баланс, ты перестанешь падать и сможешь выполнить упражнение правильно. С этим тебя можно будет поздравить, потому что перекатновка на передний кант - это ключевой момент в жизни сноубордиста. Если у тебя получилось это сделать, то скоро тебя будут ждать все радости и прелести катания.

 

Упражнение 2.

Цель: освоить поворот с переднего канта на задний.

Что делать: выполняя прошлое упражнение, ты остановился спиной к склону, стоя на переднем канте. Из этой позы нужно сделать все тоже самое, но в другую сторону. Загрузи переднюю ногу и начни двигаться вниз и вбок на переднем канте. Затем начинай загружать пятки, сноуборд опишет дугу и перейдет на задний кант, а ты окажешься стоять лицом к склону на заднем канте.

Упражнение 3.

Цель: соединить два поворота и научиться двигаться по склону дугами.

Что делать: теперь твоя задача сделать два предыдущих упражнения без остановки. Сначала ты выполняешь упражнение 1, а когда оказываешься спиной к склону, то не останавливаешься, а проезжаешь пару метров и начинаешь загружать пятки, выполняя перекантовку с переднего канта на задний, как в упражнении 2. Как только ты перешел на задний кант, то не останавливайся, а сразу переходи к перекантовке: начинай грузит носки и сноуборд снова повернет, а ты окажешься на переднем канте. Выполняй повороты до конца склона.

Это упражнение - твое катание. Чем лучше у тебя будет получаться делать повороты без остановок и падений, тем больше удовольствия ты получишь. Постепенно движения станут все более уверенными, скорость начнет расти, тебе станет интереснее, и ты поймешь, что по сути это не так уж и сложно. Чтобы научиться кататься на сноуборде, нужно терпение и упорство, которое потом обязательно будет вознаграждено. В реальности твое катание на этом уровне будет выглядеть так:

 

Катание на сноуборде для продвинутых райдеров

Итак, ты освоил перекантовку и можешь довольно уверенно ехать по склону, выполняя повороты. Вообще-то тебе уже можно ехать в горы и выходить на интересные склоны. То, о чем теперь пойдет речь, это определенный уровень мастерства. Приступим к его осваиванию.

Обрати внимание на тех, кто катает заметно лучше тебя. И найди 5 отличий в его технике и в своей.

Отличия карвинговых поворотов

До этого момента твое движение было следующим: доска поперек склона на заднем канте, загрузка переднего канта и поворот, доска поперек склона на переднем канте, загрузка заднего канта и поворот.

Продвинутые сноубордисты ездят немного по-другому. Их доска вообще никогда не бывает в положении "поперек склона" и они не ездят траверсом. Нос их доски всегда смотрит вперед, вниз по склону.

Движение сноуборда продвинутых райдеров такое: доска смотрит носом вниз по склону, райдер едет на переднем канте. Теперь он еще сильнее загружает передний кант, не просто давя на носки ботинок, но еще и приседая, всем своим телом вдавливая передний кант в снег, и поднимая пятки, чтобы по снегу скользило как можно меньше поверхности доски, в идеале - стоять только на переднем канте. Из-за загрузки переднего канта тело райдера уходит вперед, к земле, но он не падает - его держит центробежная сила, которая образуется во время поворота. Сноуборд описывает дугу, и, пока сноуборд еще не встал поперек склона, райдер резко разгружает передний кант, подтягивая ноги под себя как бы в прыжке, и сразу же сильно нагружает задний кант. Задний кант также грузится не просто надавливанием, а приседанием и вдавливанием его в снег всем телом. При этом райдер пытается сделать так, чтобы скользяк сноуборда, создающий трение, не соприкасался с землей. Тело райдера снова отклоняется в сторону, теперь уже назад, но не падает из-за центробежной силы. Сноуборд поворачивает, и еще до того, как доска встанет поперек склона, райдер резко разгружает задний кант и резко загружает передний.

При такой технике поворотов остается ровная пологая синусоида, которая заметно более четкая по бокам, и еле видная или совсем пропадает по середине, где происходит момент разгрузки канта.

Такое катание дает возможность развить большую скорость, потому что трение сноуборда о снег значительно меньше: со склоном соприкасается только кант, а не весь скользяк. При этом контроль доски гораздо лучше: более сильная загрузка канта и более глубокое его вдавливание в снег обеспечивает притормаживание, а если немного ослабить загрузку, сноуборд будет разгоняться. Возможностей маневрирования при такой технике намного больше: можно контролируемо изменять величину дуги и объезжать препятствия.

Упражнение 4.

Цель: освоить карвинговую технику перекантовки на сноуборде.

 

Что делать: твоя задача - исключить из катания тот период, когда ты едешь поперек склона. Кроме того, если ты раньше стоял на канте именно в середине своей синусоиды-следа, теперь нужно стоять на канте только в крайних ее точках, а в середине давление на снег самое небольшое, или оно исчезает совсем.

Сделай перекантовку на носки, затем на пятки и набери скорость. На скорости попробуй изменить свои повороты: не позволяй сноуборду вставать поперек склона, пока он еще не дошел до положения траверса и едет вниз, резко сними нагрузку с носков и перенеси ее на пятки, приседая и вдавливая всем телом в снег задний кант. Сноуборд поедет в другую сторону, и пока он снова не очутился поперек склона, резко убери нагрузку с заднего канта и перенести ее на передний.

Теперь твой сноуборд все время находится вдоль склона, а максимальная загрузка кантов происходит не в середине склона, а по краям, и твое тело все время наклоняется к середине склона.

Такую технику невозможно получить на пологих склонах, поэтому выбирай горку покруче. Однако и на слишком крутом склоне сначала ничего не получится, кроме как прыгания из плуга в плуг, как ты делал это раньше. Поэтому тебе нужна средняя горка с небольшим, но явным и постоянным уклоном.

 

Это упражнение можно повторять бесконечно, пока твоя техника не вырастет до уровня олимпийских чемпионов. А чтобы помочь тебе в этом, нужно исключить самые распространенные ошибки сноубордистов, для чего мы написали следующую статью.